Новогодние подарки. Права и особенности их реализации.

Считанные дни остаются для того, чтобы отнести в магазины новогодние подарки, которые вам не понравились или не подошли, и то, если куплены они были незадолго до праздников.
Зачастую выбор того самого сюрприза под новогодней елкой - дело первостепенной важности. Ведь он, по определению, должен быть неожиданным, но при этом нужным и, безусловно, приятным.
Подарки традиционно мы покупаем заранее, а вот преподносим сюрприз только в новогоднюю ночь, и часто в связи с наступлением новогодних каникул теряем то самое, отмерянное законом на обмен качественного товара время. Конечно, в магазине с продавцом мы обговариваем возможность поменять товар, если вдруг он не подойдет одариваемому по каким-либо критериям. Однако, как настаивают специалисты, в свете продолжительных праздничных каникул, одной устной договоренности может быть недостаточно. Если есть такая возможность, согласие продавца обменять качественный товар и после 14-дневного срока (на который выпадают каникулы) лучше зафиксировать в письменной форме. Так оно надежнее. Следует сразу оговориться, что далеко не каждый качественный товар можно обменять на аналогичный: другого цвета, фасона или размера. Об этом отдельно.
Однако, случается порой и так, что подарок не радует своего обладателя. Полбеды, если он не подходит по фасону, размеру или цвету, хуже, когда впечатление от праздников может начисто испортить вскрывшийся брак. Что делать в такой ситуации, на что мы имеем право и как его отстоять?

Время равно возможности.

По закону, на возврат товара отводится 14 суток. Самый простой вариант - если ту или иную вещь преподнесли вам вместе с чеком. Но у нас это особо не принято. Почему-то у нас это считается неприличным. Выпрашивать товарный чек у дарителя стыдно, а обменять товар без чека иногда бывает трудно. Тем не менее, даже если чека нет, подарок можно сдать. На то есть статья 25 закона "О защите прав потребителей". Важно точно знать, где и когда был приобретен предмет, а так же сохранить его товарный вид.
Люди часто после новогодних праздников приносят вещи, которые покупали им в подарок, что называется, "на глазок". Обменять сумку черного цвета на такую же, но коричневую, или неношеные туфли на размер побольше, можно исключительно в двухнедельный срок не считая дня покупки.
Есть такой момент, когда нам дарят совершенно ненужные вещи или подарок нам попросту не нравится. Вернуть товар в магазин с такой формулировкой нельзя, просто потому что в законе такие причины не прописаны. В требовании об обмене товара или возврате денег необходимо четко указывать критерии, по которым покупка вам не подошла.

Обмен товара надлежащего качества возможен лишь в том случае, если товар не был в употреблении.

Недовольные потребители зачастую, принеся не подошедшие по размеру одежду или обувь, сразу требуют возместить неудачную трату, но тут есть свои нюансы. Закон дает право потребителю требовать деньги лишь в том случае, если в продаже не нашлось аналогичного товара, подходящего по размеру, цвету или фасону. Особое внимание обращаем на то, что все ярлыки, упаковка и, что самое важное, товарный вид изделия должны быть сохранены. Если парадные туфельки были надеты даже всего лишь на одну новогоднюю ночь (следы носки в таком случае чаще всего очевидны), в обмене товара в магазине вам вправе будут отказать.
Обменять товар может не только даритель, но и тот, кому подарок был вручен. Суть заявления на возврат - «В связи с тем, что подходящего мне по форме, размеру, расцветке, фасону, габариту, или комплектации нет, прошу вернуть деньги»

Обмену не подлежит.

Наш закон "О защите прав потребителей" довольно суров к гражданину, который хочет вернуть в магазин товар надлежащего качества, по каким-либо причинам ему не подошедший. Прежде всего, круг таких товаров очень узок и фактически ограничен обувью и одеждой. Продовольственные товары (например, алкоголь или табак) исключены самим законом. Другие товары не подлежат обмену на основе перечня, утвержденного постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года №55. Если брака нет, то нельзя обменять непонравившуюся мебель (гарнитуры и комплекты), ювелирные изделия, бытовую технику и электронику, кухонную и столовую посуду. Нельзя сказать в магазине, что аромат подаренных духов не нравится, даже если упаковка не распечатана. Такие популярные подарки, как электрическая бритва или курительная трубка, тоже не обменяют, так как их принято относить к "предметам личной гигиены".

Распродажи, акции, скидки.

Подарочные сертификаты в последнее время стали очень удобной формой подарка. Надо заметить, что обменять подарочную карту на деньги в магазине не удастся. Другое дело товар, за который вы расплатились сертификатом, здесь вы имеете все те же права, что и при обычной покупке. Однако надо напомнить, что подарочные сертификаты чаще всего бывают в ювелирных магазинах, магазинах косметики и парфюмерии и нижнего белья, а значит, возможные покупки входят в перечень товаров, которые не подлежат обмену. Надо заметить, что магазины, тем не менее, очень часто идут навстречу покупателям, так что всегда есть смысл попробовать договориться.
Стартовал сезон новогодних распродаж. Даже самые рассудительные не выдерживают потока рекламы и громких обещаний и приобретают товары со скидкой. Заманчивые скидки: «Два по цене одного!». Очень часто с возвратом товаров при таких условиях могут возникнуть проблемы. Потребители должны знать, что все акции, распродажи и скидки - это добрая воля магазина, которая никак не отменяет ваши права. Если товар оказался с браком, отказать в его обмене по причине акционной цены вам не могут! Если же скидка на товар предоставляется в связи с дефектами, то информировать об этом покупателя должны до приобретения товара.

Некачественный товар.

Если товар оказался некачественным, то покупатель вправе обменять его не в течение гарантийного срока, как многие привыкли считать, а в разумные временные сроки до двух лет. Причем одариваемый вправе требовать обмена, возврата денег или ремонта (на чем чаще всего настаивают продавцы). Надо помнить, что согласившись на ремонт, вы уже не вправе будете потребовать замены или возврата денег.
Пока действует гарантия, проводить экспертизу некачественного товара должен магазин, после - сам потребитель. Если экспертиза выяснит, что каблук сломался не от того, что туфелькой пытались забивать гвозди, а из-за скрытых дефектов, то магазин обязан оплатить стоимость экспертизы и вернуть деньги.
С бытовой техникой несколько сложнее. Потребитель может вернуть или обменять некачественный товар в течение 15 дней с момента покупки (при этом на возврат денег продавцу дается 10 дней). Если телевизор честно отработал месяц и только потом ушел на незаслуженный отдых, в магазине обязаны бесплатно его отремонтировать и вернуть "на работу". После повторной поломки вновь запускается старый механизм: покупатель вправе требовать возврата денег или обмена товара.
Так что, если под бой курантов карета (новенький автомобиль, шикарное платье или пылесос...) превратилась в тыкву, счастливый обладатель бесполезной вещи имеет полное право требовать от магазина бесплатно устранить недостатки товара, вернуть деньги или заменить тыкву на другую карету. Если покупателю в хозяйстве пригодится и тыква, он может оставить товар у себя, но потребовать снизить цену.
Если вы купили на распродаже некачественный товар, следует написать жалобу на имя генерального директора магазина в двух экземплярах. Следует указать, какой товар и когда был приобретен, а также какие претензии к качеству товара имеются у потребителя.
Нужно выдвинуть одно из требований: вернуть деньги, обменять товар или отремонтировать его. На экземпляре жалобы, которая остается у потребителя, должен расписаться продавец. Если он отказывается это сделать, следует отправить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением, чтобы точно знать дату получения претензии. Возврат денег должен быть осуществлен в течение 10 дней, обмен товара - через 20 дней, если требуется дополнительная экспертиза, и через неделю, если экспертиза не нужна.